Статья «Как написать сценарий.
- Narsil
- Сообщения: 825
- Зарегистрирован: 30 апр 2014, 09:12
- Откуда: Львов - Крамоторск
- Поблагодарили: 59 раз
Статья «Как написать сценарий.
«Архитектура сюжета» —
еженедельная рассылка для сценаристов и продюсеров
Статья «Как написать сценарий.
Часть 1: РАЗРАБОТКА ИСТОРИИ»
Автор – Александр Астремский
Многие сценаристы тратят недели и месяцы работы впустую, не имея ясного представления о том, с чего НАЧИНАЕТСЯ работа над любым сценарием. В таком случае их долгое колдовство над клавиатурой обычно заканчивается грустной мыслью, что «это не история, а полная ерунда».
Вот наиболее распространённые проблемы, которые могут возникнуть у вас, если вы не владеете технологией создания сценария:
Вы имеете хорошую идею, но никак не можете разработать на её основе интересную историю.
Вы устраиваете многочасовой «мозговой штурм», но дело всё равно не движется с места.
Приступаете к написанию сценария, но понимаете, что вам не хватает «системы».
Полсценария уже написано, потрачены недели работы, и вдруг вы осознаёте, что «можно было сделать гораздо лучше» и «опять придётся всё переписывать!».
Если вам знакомы такие проблемы, то эта статья для вас. Она о том, какую подготовку необходимо провести, включая разработку истории и написание поэпизодного плана, чтобы потом вы могли написать сценарий быстро и при этом остались довольны созданным продуктом.
Конечно, кто-то может сказать: «Да что там подготавливать, что там разрабатывать. Просто берёшь и пишешь». Но это так же глупо, как строить дом без архитектурного проекта. Будет затрачено много времени и денег, а в результате вход в подвал будет через чердак. В то же время, если перед строительством дома сделать максимум предварительной работы (подробный проект, закупка стройматериалов и др.), то девятиэтажный дом вырастет «как на дрожжах» за короткий срок.
Именно такой подход необходимо использовать в работе сценариста: сначала подготовка и планирование – и только потом написание сценария.
Технология подготовки и планирования сценария состоит из двух основных этапов:
Разработка ИСТОРИИ. На этом этапе создаётся сама история: главные события, персонажи и конфликты.
Написание ПОЭПИЗОДНОГО ПЛАНА (или «поэпизодника»). На этом этапе тщательно прорабатываются все ключевые детали и сюжетные ходы.
В этой статье речь пойдёт о первом этапе, то есть о разработке истории. И, конечно же, в первую очередь вам нужно записать вашу сценарную идею в нескольких предложениях.
Например, у вас давно крутится мысль – написать сценарий фантастического триллера «Мир насекомых». Что ж, опишите эту идею. Это может быть так же просто, как записать: «Мир будущего. Животные на планете вымирают. Развлекательная корпорация придумывает новый вид развлечений под названием «Мир насекомых». Описание развлечения: а) в огромном, заброшенном парке водится множество насекомых; б) участников развлечения уменьшают до размеров мизинца, дают микрооружие и отпускают в приключение, в котором насекомые по размеру являются для них такими, как тигры или даже динозавры для обычного человека; в) суть развлечения заключается в охоте на «гигантских» насекомых. Главный герой, по профессии биолог, отправляется в уменьшенном виде в парк с насекомыми, но не на охоту, а для биологических исследований. Неожиданно у него ломается датчик, и сотрудники корпорации теряют его из вида. Выживет ли он в одиночку в смертельно опасном окружении?».
Когда вы это сделали, можно переходить к следующему шагу, выполнение которого может занять у вас много часов, но если вы всё сделаете правильно, ваша история потенциально будет глубокой и интересной. Этот шаг называется «Исследование темы». Здесь имеется в виду «тема», как общее содержание чего-либо.
Например, исходя из обозначенной выше идеи о выживании в мире насекомых, основное, что нам нужно исследовать – это насекомые, развлекательные шоу, выживание в трудных условиях (например, в джунглях) и тому подобное. Исследуйте выбранную тему вдоль и поперёк – общайтесь со специалистами данной сферы, читайте книги, штудируйте справочники, бороздите просторы интернета, смотрите фильмы, собирайте фотографии и видеосюжеты, но получите максимум нужной вам информации. Важно: на этом шаге записывайте ВСЕ идеи, которые приходят вам в голову. Бывает такое, что та мысль, которую вы записали «на всякий случай», в дальнейшем приводит вас к гениальному сюжетному повороту. Итак, изучайте выбранную тему, записывайте и сохраняйте всё, что хоть как-то может пригодиться в последующей работе.
Этот шаг можно считать завершённым тогда, когда у вас появляется полная уверенность, что вы сориентировались в выбранной теме и твёрдо знаете, из какого «материала» вы будете создавать своё произведение.
И только теперь, тщательно выполнив предыдущие действия, мы подходим к самому интересному – РАЗРАБОТКЕ ИСТОРИИ.
Далее представлена технология из 23 шагов. После каждого шага я буду приводить пример его выполнения на основе идеи «Мир насекомых».
Примечание: какой-то шаг может оказаться не применим при создании вашего сюжета, в таком случае пропускайте его и двигайтесь дальше. Возможно, вы вернетесь к нему позже, а, может, уже нет. Главное, всегда помните – система должна работать на ваше воображение, а не воображение на систему. Описанные здесь шаги не являются неизменными правилами, они лишь опоры для построения истории, которые помогут вашей идее превратиться в готовый сценарий.
СХЕМА СОЗДАНИЯ ИСТОРИИ:
ШАГ 1. Опишите в нескольких предложениях ЦЕНТРАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, в которую попал герой и из которой ему нужно выбраться победителем. Центральная ситуация – это то, вокруг чего строится вся история.
ПРИМЕР: Главный герой, по профессии учёный-биолог, и его помощница отправляются проводить опасное биологическое исследование в «Мир насекомых». Неожиданно они обнаруживают, что потеряли связь с внешним миром и руководством развлекательной корпорации – их датчики и рации не работают. Теперь им нужно выбраться из сложившейся ситуации живыми и невредимыми.
ШАГ 2. Создайте ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Основное, что вы должны знать на данном этапе работы – персонаж строится на его целях и намерениях. Можно много говорить о его характере и увлечениях, но сейчас главное – над достижением какой цели он будет работать в вашей истории.
ПРИМЕР: Назовём главного героя – Стив. Его основная цель в сложившейся ситуации – остаться живым и выбраться со своей помощницей из «Мира насекомых».
ШАГ 3. Обязательно отметьте его знания, навыки и умения (всё, что относится к его способности решать проблемы).
ПРИМЕР: Так как Стив биолог, он обладает глубокими познаниями о насекомых, их повадках, а также об их сильных и слабых сторонах. Он очень умен и способен быстро анализировать ситуации.
ШАГ 4. Придумайте инструменты для героя, которые помогут ему в достижении целей (это может быть как прибор, приспособление, оборудование, так и просто какая-либо ярко выраженная способность).
ПРИМЕР: Отправляясь на исследования, Стив захватил с собой подробный справочник о насекомых. Также руководством развлекательной корпорации ему и его помощнице было выдано оружие для охоты на насекомых и противоядие для излечения возможных заражений (через укусы).
ШАГ 5. Далее, в процессе разработки истории придумайте «душевную рану» для главного героя. То, по поводу чего он переживает и что не даёт ему жить спокойно. Это сделает персонаж живым, глубоким и понятным для зрителя, иначе он останется «сырым» и поверхностным. Кстати, если вы хотите убедиться, как такой ход углубляет сценарий, можете взять своего героя (если у вас есть сценарий в разработке) и придумать ему душевную рану, если у него ещё такой нет. Вы будете удивлены, как ваш герой на глазах станет «трёхмерным».
ПРИМЕР: У Стива есть подозрения, что у его жены есть любовник, и он пытается сбежать от этой жестокой реальности, решив проводить опасное исследование в мире насекомых.
ШАГ 6. Наделите героя недостатком. Это что-то такое, что может сорвать весь план главного героя, что-то, что поставит под угрозу его победу.
ПРИМЕР: В пятилетнем возрасте Стив провалился сквозь прогнивший деревянный пол в заброшенный погреб. Придя в сознание после удара о землю, он увидел несколько крупных мохнатых пауков, ползающих по его телу. В этот момент его парализовал страх, он боялся пошевелить даже пальцем, опасаясь укуса. Спустя десять минут его вытащили из погреба родители, но с этого момента у ребенка появилась фобия – он стал бояться любых насекомых. Спустя годы дедушка сказал ему, что для того, чтобы перестать чего-то бояться, нужно это полностью познать. Тогда Стив начал читать книжки о насекомых, а позже обучился и стал учёным в этой области. Но в «Мире насекомых» пауки выглядят для Стива такими же «гигантскими и ужасными», какими показались тогда в погребе, и его снова парализует страх. В результате, герою приходится прилагать титанические усилия, чтобы действовать.
ШАГ 7. Теперь создайте основного АНТИГЕРОЯ, который будет противостоять главному герою. Это может быть человек (существо), а также какая-то черта характера самого героя (например, безответственность) или внешние обстоятельства (например, экономический кризис). Если антигероем является человек или живое существо – создавайте его так, как описано в шаге два.
ПРИМЕР: Антигероем является парень по имени Майкл. Он оказывается любовником жены Стива и, к несчастью, одним из владельцев развлекательной корпорации «Мир насекомых». Его главное желание – любыми способами втайне от своей возлюбленной (т.е. жены Стива) уничтожить Стива, он же и подстраивает внезапное отключение датчиков и раций. Основная цель – жениться на Мэри.
ШАГ 8. Наделите антигероя силой. Он должен казаться непобедимым, быть непредсказуемым, хитрым и способным.
ПРИМЕР: Так как Майкл стоит в управлении корпорацией, под его началом находятся все ключевые люди, влияющие на «Мир насекомых». Майкл знает все нюансы этого мира и может оказывать прямое влияние на происходящие там события. Майкл – это человек, у которого везде «всё схвачено», в том числе и за пределами корпорации.
ШАГ 9. Опишите, почему антигерой оказывает сопротивление главному герою. На этом шаге должен ярко проявиться основной КОНФЛИКТ сценария. Это основное трение, которое будет постоянно нарастать и в конце фильма вспыхнет всепожирающим огнём, поставив под вопрос жизнь и будущее главного героя.
ПРИМЕР: Жена Стива (назовём её Мэри) забеременела от Майкла, в то время как её муж Стив не способен иметь детей. Мэри скрывает свою беременность и отношения на стороне от мужа, но любовник Майкл уже знает о будущем ребёнке и очень хочет его рождения. И так он хочет жениться на Мэри, то делает всё, чтоб Стив якобы случайно «исчез».
ШАГ 10. Опишите все варианты проблем, препятствий и трудностей, которые мог бы создать антигерой для главного героя.
ПРИМЕР: Майкл может специально натравливать на Стива опасных насекомых и создавать в парке природные катаклизмы. Также он направляет поисковую группу, разыскивающую Стива, по ложному пути. Поисковая группа – это специально обученные люди также в уменьшенном виде. Из-за влияния Майкла на главу поисковой группы, эти люди каждый раз как бы «случайно» обходят Стива и его помощницу стороной.
ШАГ 11. Придумайте «объект стремлений». Это то, за чем охотится главный герой на протяжении истории, и что ему не дает заполучить антигерой. Объект стремлений может совпадать с «целью героя» (см. Шаг 2), но может и не совпадать. Также нужно учесть, что антигерой не обязательно хочет владеть тем же «объектом стремлений» (хотя это распространённый сценарный ход), но он по каким-то своим причинам будет мешать герою в его добыче.
ПРИМЕР: Мы могли бы сделать «объектом стремлений» Стива – выход из «Мира насекомых» (это будет совпадение с целью героя, описанной в шаге 2), но если мы хотим сделать историю глубже, то давайте добавим кое-что ещё. Сделаем так: у помощницы Стива, с которой он отправляется в «Мир насекомых» (назовем её – Джулия) есть четырёхлетняя дочь, которая смертельно больна малоизученной формой гриппа. Стив, проводя исследования, понимает, что благодаря одному из исчезающих на Земле насекомых, можно получить антитело для нейтрализации вируса. Объект стремлений – антитело. Объект стремлений – антитело, для получения которого нужно найти редкое насекомое.
ШАГ 12. Теперь, после выполнения предыдущих шагов, кратко опишите историю, сложив полученные наработки в единое целое. Для удобства рекомендую разделить историю на три части – начало, середину и конец. Обратите внимание, на данном шаге особенно важно решить, каким будет конец. Точное знание конца истории – это один из секретов эффективной проработки ВСЕЙ истории.
ПРИМЕР:
Начало: Посредственная семейная жизнь Стива и Мэри не предвещает никаких улучшений. Стив замкнут, и проводит большую часть времени в лаборатории, отдавая всего себя научным исследованиям. Мэри уже давно не интересуется Стивом, её раздражает его работа. На стороне у неё развивается роман с Майклом, владельцем парка «Мир насекомых». Он богат и даёт Мэри, как ей кажется, всё, что нужно женщине для счастья. Стив подозревает, что у его жены «кто-то есть», но не хочет «поднимать эту тему». После очередной ссоры с супругой Стив приезжает в лабораторию и узнает от своей помощницы Джулии, что её дочь смертельно больна новой формой гриппа. Единственная надежда на спасение – это антитело, носителем которого является редкое насекомое, обитающее в «Мире насекомых». Джулия сообщает Стиву, что она отправляется в это опасное место. Стив решает идти с ней на поиски антитела.
Середина: У Стива и Джулии отключаются датчики и рации. Герои подвергаются атаке опасных насекомых, но никак не могут связаться с руководством корпорации.
Жена Стива беспокоится об исчезновении мужа, и просит Майкла, чтобы он лично занялся его поисками. Мэри знает, что она беременна от Майкла и принимает решение – развестись с мужем и выйти замуж за Майкла. Но хочет сделать это только после того, как найдёт мужа и попросит у него прощения. В это время Стив и Джулия воюют с насекомыми.
После безуспешных поисков Стива и Джулии отрядом спасения, Мэри решает лично отправиться на поиски Стива в «Мир насекомых». Но Майкл не отпускает её и идёт вместе с ней. Переживая и задавая вопросы Майклу об исчезновении Стива, Мэри узнает своего любовника с другой стороны. Он раздражён по поводу вопросов Мэри, проявляет себя как жестокий человек и призывает её бросить поиски Стива. Она начинает сомневаться в своём выборе. В это же время Стив и Джулия, на фоне поисков антитела и войны с насекомыми, сближаются и понимают, что идеально подходят друг другу. В конце концов, Майкл и Мэри находят их.
Конец: Майкл лично вступает в борьбу со Стивом, пытаясь убить его. Мэри понимает, почему у Стива и Джулии перестали работать датчики. Кроме этого, на всех героев нападают насекомые, которые были выпущены Майклом для убийства главного героя. Джулию ранит одно из насекомых, и она оказывается на грани смерти, т.к. всё противоядие уже было использовано ранее. Неожиданно и Майкла жалит ядовитое насекомое. Мэри также попадает в лапы насекомого и понимает, что живёт последние секунды. Видя, как Стив разрывается между ней и умирающей Джулией, она бросает ему свое противоядие и, умирая, просит прощения. Стив спасает Джулию, вкалывая ей противоядие. На помощь прибывает отряд спасения. С добытым антителом герои выбираются из «Мира насекомых» и успевают спасти жизнь дочери Джулии.
ШАГ 13. Разработайте остальных персонажей, как описано в шаге два. Условно они делятся на друзей и врагов главного героя. Каждый должен будет как-то повлиять на развитие сюжета. По определению – друзья помогают в достижении целей, а враги мешают.
ПРИМЕР: Жена Стива, она же возлюбленная Майкла – Мэри. Её цель, после исчезновения Стива, найти его и признаться в своей нечестности, после чего она сможет с чистой совестью выйти замуж за Майкла.
Помощница Стива – Джулия. Она влюблена в Стива, но давно скрывает это, так как не в её принципах разбивать семью. Во время нахождения в «Мире насекомых», она узнаёт от Стива, каково настоящее положение дел в его семье. Джулия решает для себя, что она обязана сделать счастливым Стива. Теперь её цель – не только добыть антитело для спасения дочери (и затем спастись из мира насекомых), но и выйти за Стива замуж.
ШАГ 14. На шаге №9 мы рассмотрели основной конфликт истории, теперь придумайте несколько второстепенных конфликтов.
ПРИМЕР: В начале сценария Стив и Мэри конфликтуют по поводу их отношений. Стив и Джулия в постоянном противостоянии насекомым. Также можно показать конфликты внутри поисковой группы, когда её глава (по указанию Майкла) умышленно обходит стороной цель, а другие члены группы подозревают, что тут что-то нечисто.
ШАГ 15. Изобретите несколько способов – как сделать так, чтобы зритель почувствовал неприязнь к антигерою. Как он должен себя вести, что должен делать для этого?
ПРИМЕР: Майкл скрывает от Мэри то, что случилось на самом деле со Стивом. Он подкупает главу поисковой группы. Наносит вред Стиву и Джулии, делая все, чтобы их уничтожить.
ШАГ 16. Опишите, как вы в конце сценария накажите антигероя. Это должно быть такое наказание, чтобы зритель ликовал. Причём он будет ликовать тем больше, чем успешнее вы сможете выполнить предыдущий шаг (вызвать неприязнь).
ПРИМЕР: Майкл умрет в адских муках от укуса ядовитого насекомого, выпущенного им из специальной лаборатории с целью уничтожения Стива и Джулии.
ШАГ 17. Опишите – как и чем вы наградите главного героя в конце фильма. Что он получит в результате своей победы?
ПРИМЕР: Получит превосходную заботливую жену. Сделает важнейшее научное открытие, к которому шел долгие годы.
ШАГ 18. Определите, что случится с героем, если он не достигнет цели. Это та угроза, которая должна нависать над героем на протяжении всего сценария, с каждой страницей становясь всё реальней и опасней. В идеале, это должен быть «вопрос жизни и смерти» – потеря любви, доверия, денег, жизни героя или его близких.
ПРИМЕР: На кон поставлены жизни Стива и Джулии, а также жизнь дочери Джулии. Опасность смерти героев с каждой минутой будет все реальней. Но есть кое-что ещё: если антитело будет найдено, лекарство создано, и девочка будет спасена, то в дальнейшем благодаря новому лекарству будут спасены ещё тысячи людей. Если же антитело не будет добыто, то эпидемия новой смертельной формы гриппа может унести небывалое количество жизней.
ШАГ 19. Опишите, каким будет изменение героя. Нельзя сказать, что это необходимый шаг для разработки каждой истории, но такая вещь как «изменение героя» - это один из секретов того, как вызвать у зрителя МОЩНУЮ ЭМОЦИЮ и оставить неизгладимое впечатление от просмотра фильма. Для понимания этого шага вспомните или посмотрите фильмы: «Человек за бортом», «Красотка», «Матрица» или шедевр сценарного мастерства «Отпуск по обмену», в котором потрясающе показано изменение сразу нескольких героев.
ПРИМЕР: Изменение Стива – он начинает смотреть трудностям в глаза, и понимает, что теперь всё зависит только от него. Он ломает страх и проявляет всё своё мужество и мужскую силу. Изменение Мэри – из капризной, эгоистичной женщины она превращается в человека, который спасет жизнь тому, кто этого действительно достоин – своему мужу.
ШАГ 20. Создайте вторую линию. Вторая линия — это еще одна (второстепенная) сюжетная линия с участием героя или антигероя. Это один из способов придать дополнительную глубину вашей истории.
ПРИМЕР: Вторая линия – Стив и Джулия завязывают отношения. Он узнаёт, что суть отношений мужчины и женщины заключается в постоянной взаимопомощи и искренней поддержке друг друга в трудную минуту.
ШАГ 21. Определить, у кого или чего главный герой может чему-то научиться. То есть должен быть какой-то человек, который будет способствовать тому, что наш герой начнёт становиться способнее, и всё лучше и лучше будет преодолевать возникающие на его пути препятствия.
ПРИМЕР: Джулия будет оказывать огромную поддержку Стиву, будет вдохновлять его и открывать для него новые истины.
ШАГ 22. Определить – какой образ жизни главный герой покидает, и в какой вступает (из старой тихой жизни в новое захватывающее приключение). Обычно «старая жизнь» показывается в начале фильма.
ПРИМЕР: Из тихого кабинета – в реальную опасную жизнь.
ШАГ 23. ПРИМЕР: В начале истории, перед тем, как Стив попадает в мир насекомых, Джулия рассказывает ему, что слышала, будто по статистике в «Мире насекомых» без вести пропадает около пятнадцати человек в год. Куда исчезают эти люди? Может их съедают насекомые, а корпорации не выгодно это афишировать? И почему это никем не расследуется? Тайну данной легенды я раскрою уже в следующей статье под названием «КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ. Часть 2: ПОЭПИЗОДНЫЙ ПЛАН».
Также в следующей статье:
а) технология проработки всех этапов сценария;
б) разработка главных и второстепенных сюжетных ходов;
в) принципы создания эпизодов и основы конструирования цельного сценария.
Кстати, история о приключениях Стива была разработана за пару дней во время написания этой статьи для того, чтобы предоставить вам понятные примеры.
Так что данная технология работает. Убедитесь в этом сами, выполняя вышеописанные шаги в том порядке, в котором они здесь изложены. Последовательно записывая все мысли и идеи на бумагу, буквально через пару часов вы увидите, как история, которая могла бы взращиваться месяцами, как «по волшебству» оживёт у вас прямо на глазах.
Итак, применяйте технологию и до скорой встречи на страницах следующей статьи!
© 2013 Александр Астремский. Все права защищены. Данная статья и иллюстрации являются частью книги А. Астремского «Архитектура сюжета» (официальный выпуск – февраль 2014 года).
еженедельная рассылка для сценаристов и продюсеров
Статья «Как написать сценарий.
Часть 1: РАЗРАБОТКА ИСТОРИИ»
Автор – Александр Астремский
Многие сценаристы тратят недели и месяцы работы впустую, не имея ясного представления о том, с чего НАЧИНАЕТСЯ работа над любым сценарием. В таком случае их долгое колдовство над клавиатурой обычно заканчивается грустной мыслью, что «это не история, а полная ерунда».
Вот наиболее распространённые проблемы, которые могут возникнуть у вас, если вы не владеете технологией создания сценария:
Вы имеете хорошую идею, но никак не можете разработать на её основе интересную историю.
Вы устраиваете многочасовой «мозговой штурм», но дело всё равно не движется с места.
Приступаете к написанию сценария, но понимаете, что вам не хватает «системы».
Полсценария уже написано, потрачены недели работы, и вдруг вы осознаёте, что «можно было сделать гораздо лучше» и «опять придётся всё переписывать!».
Если вам знакомы такие проблемы, то эта статья для вас. Она о том, какую подготовку необходимо провести, включая разработку истории и написание поэпизодного плана, чтобы потом вы могли написать сценарий быстро и при этом остались довольны созданным продуктом.
Конечно, кто-то может сказать: «Да что там подготавливать, что там разрабатывать. Просто берёшь и пишешь». Но это так же глупо, как строить дом без архитектурного проекта. Будет затрачено много времени и денег, а в результате вход в подвал будет через чердак. В то же время, если перед строительством дома сделать максимум предварительной работы (подробный проект, закупка стройматериалов и др.), то девятиэтажный дом вырастет «как на дрожжах» за короткий срок.
Именно такой подход необходимо использовать в работе сценариста: сначала подготовка и планирование – и только потом написание сценария.
Технология подготовки и планирования сценария состоит из двух основных этапов:
Разработка ИСТОРИИ. На этом этапе создаётся сама история: главные события, персонажи и конфликты.
Написание ПОЭПИЗОДНОГО ПЛАНА (или «поэпизодника»). На этом этапе тщательно прорабатываются все ключевые детали и сюжетные ходы.
В этой статье речь пойдёт о первом этапе, то есть о разработке истории. И, конечно же, в первую очередь вам нужно записать вашу сценарную идею в нескольких предложениях.
Например, у вас давно крутится мысль – написать сценарий фантастического триллера «Мир насекомых». Что ж, опишите эту идею. Это может быть так же просто, как записать: «Мир будущего. Животные на планете вымирают. Развлекательная корпорация придумывает новый вид развлечений под названием «Мир насекомых». Описание развлечения: а) в огромном, заброшенном парке водится множество насекомых; б) участников развлечения уменьшают до размеров мизинца, дают микрооружие и отпускают в приключение, в котором насекомые по размеру являются для них такими, как тигры или даже динозавры для обычного человека; в) суть развлечения заключается в охоте на «гигантских» насекомых. Главный герой, по профессии биолог, отправляется в уменьшенном виде в парк с насекомыми, но не на охоту, а для биологических исследований. Неожиданно у него ломается датчик, и сотрудники корпорации теряют его из вида. Выживет ли он в одиночку в смертельно опасном окружении?».
Когда вы это сделали, можно переходить к следующему шагу, выполнение которого может занять у вас много часов, но если вы всё сделаете правильно, ваша история потенциально будет глубокой и интересной. Этот шаг называется «Исследование темы». Здесь имеется в виду «тема», как общее содержание чего-либо.
Например, исходя из обозначенной выше идеи о выживании в мире насекомых, основное, что нам нужно исследовать – это насекомые, развлекательные шоу, выживание в трудных условиях (например, в джунглях) и тому подобное. Исследуйте выбранную тему вдоль и поперёк – общайтесь со специалистами данной сферы, читайте книги, штудируйте справочники, бороздите просторы интернета, смотрите фильмы, собирайте фотографии и видеосюжеты, но получите максимум нужной вам информации. Важно: на этом шаге записывайте ВСЕ идеи, которые приходят вам в голову. Бывает такое, что та мысль, которую вы записали «на всякий случай», в дальнейшем приводит вас к гениальному сюжетному повороту. Итак, изучайте выбранную тему, записывайте и сохраняйте всё, что хоть как-то может пригодиться в последующей работе.
Этот шаг можно считать завершённым тогда, когда у вас появляется полная уверенность, что вы сориентировались в выбранной теме и твёрдо знаете, из какого «материала» вы будете создавать своё произведение.
И только теперь, тщательно выполнив предыдущие действия, мы подходим к самому интересному – РАЗРАБОТКЕ ИСТОРИИ.
Далее представлена технология из 23 шагов. После каждого шага я буду приводить пример его выполнения на основе идеи «Мир насекомых».
Примечание: какой-то шаг может оказаться не применим при создании вашего сюжета, в таком случае пропускайте его и двигайтесь дальше. Возможно, вы вернетесь к нему позже, а, может, уже нет. Главное, всегда помните – система должна работать на ваше воображение, а не воображение на систему. Описанные здесь шаги не являются неизменными правилами, они лишь опоры для построения истории, которые помогут вашей идее превратиться в готовый сценарий.
СХЕМА СОЗДАНИЯ ИСТОРИИ:
ШАГ 1. Опишите в нескольких предложениях ЦЕНТРАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, в которую попал герой и из которой ему нужно выбраться победителем. Центральная ситуация – это то, вокруг чего строится вся история.
ПРИМЕР: Главный герой, по профессии учёный-биолог, и его помощница отправляются проводить опасное биологическое исследование в «Мир насекомых». Неожиданно они обнаруживают, что потеряли связь с внешним миром и руководством развлекательной корпорации – их датчики и рации не работают. Теперь им нужно выбраться из сложившейся ситуации живыми и невредимыми.
ШАГ 2. Создайте ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Основное, что вы должны знать на данном этапе работы – персонаж строится на его целях и намерениях. Можно много говорить о его характере и увлечениях, но сейчас главное – над достижением какой цели он будет работать в вашей истории.
ПРИМЕР: Назовём главного героя – Стив. Его основная цель в сложившейся ситуации – остаться живым и выбраться со своей помощницей из «Мира насекомых».
ШАГ 3. Обязательно отметьте его знания, навыки и умения (всё, что относится к его способности решать проблемы).
ПРИМЕР: Так как Стив биолог, он обладает глубокими познаниями о насекомых, их повадках, а также об их сильных и слабых сторонах. Он очень умен и способен быстро анализировать ситуации.
ШАГ 4. Придумайте инструменты для героя, которые помогут ему в достижении целей (это может быть как прибор, приспособление, оборудование, так и просто какая-либо ярко выраженная способность).
ПРИМЕР: Отправляясь на исследования, Стив захватил с собой подробный справочник о насекомых. Также руководством развлекательной корпорации ему и его помощнице было выдано оружие для охоты на насекомых и противоядие для излечения возможных заражений (через укусы).
ШАГ 5. Далее, в процессе разработки истории придумайте «душевную рану» для главного героя. То, по поводу чего он переживает и что не даёт ему жить спокойно. Это сделает персонаж живым, глубоким и понятным для зрителя, иначе он останется «сырым» и поверхностным. Кстати, если вы хотите убедиться, как такой ход углубляет сценарий, можете взять своего героя (если у вас есть сценарий в разработке) и придумать ему душевную рану, если у него ещё такой нет. Вы будете удивлены, как ваш герой на глазах станет «трёхмерным».
ПРИМЕР: У Стива есть подозрения, что у его жены есть любовник, и он пытается сбежать от этой жестокой реальности, решив проводить опасное исследование в мире насекомых.
ШАГ 6. Наделите героя недостатком. Это что-то такое, что может сорвать весь план главного героя, что-то, что поставит под угрозу его победу.
ПРИМЕР: В пятилетнем возрасте Стив провалился сквозь прогнивший деревянный пол в заброшенный погреб. Придя в сознание после удара о землю, он увидел несколько крупных мохнатых пауков, ползающих по его телу. В этот момент его парализовал страх, он боялся пошевелить даже пальцем, опасаясь укуса. Спустя десять минут его вытащили из погреба родители, но с этого момента у ребенка появилась фобия – он стал бояться любых насекомых. Спустя годы дедушка сказал ему, что для того, чтобы перестать чего-то бояться, нужно это полностью познать. Тогда Стив начал читать книжки о насекомых, а позже обучился и стал учёным в этой области. Но в «Мире насекомых» пауки выглядят для Стива такими же «гигантскими и ужасными», какими показались тогда в погребе, и его снова парализует страх. В результате, герою приходится прилагать титанические усилия, чтобы действовать.
ШАГ 7. Теперь создайте основного АНТИГЕРОЯ, который будет противостоять главному герою. Это может быть человек (существо), а также какая-то черта характера самого героя (например, безответственность) или внешние обстоятельства (например, экономический кризис). Если антигероем является человек или живое существо – создавайте его так, как описано в шаге два.
ПРИМЕР: Антигероем является парень по имени Майкл. Он оказывается любовником жены Стива и, к несчастью, одним из владельцев развлекательной корпорации «Мир насекомых». Его главное желание – любыми способами втайне от своей возлюбленной (т.е. жены Стива) уничтожить Стива, он же и подстраивает внезапное отключение датчиков и раций. Основная цель – жениться на Мэри.
ШАГ 8. Наделите антигероя силой. Он должен казаться непобедимым, быть непредсказуемым, хитрым и способным.
ПРИМЕР: Так как Майкл стоит в управлении корпорацией, под его началом находятся все ключевые люди, влияющие на «Мир насекомых». Майкл знает все нюансы этого мира и может оказывать прямое влияние на происходящие там события. Майкл – это человек, у которого везде «всё схвачено», в том числе и за пределами корпорации.
ШАГ 9. Опишите, почему антигерой оказывает сопротивление главному герою. На этом шаге должен ярко проявиться основной КОНФЛИКТ сценария. Это основное трение, которое будет постоянно нарастать и в конце фильма вспыхнет всепожирающим огнём, поставив под вопрос жизнь и будущее главного героя.
ПРИМЕР: Жена Стива (назовём её Мэри) забеременела от Майкла, в то время как её муж Стив не способен иметь детей. Мэри скрывает свою беременность и отношения на стороне от мужа, но любовник Майкл уже знает о будущем ребёнке и очень хочет его рождения. И так он хочет жениться на Мэри, то делает всё, чтоб Стив якобы случайно «исчез».
ШАГ 10. Опишите все варианты проблем, препятствий и трудностей, которые мог бы создать антигерой для главного героя.
ПРИМЕР: Майкл может специально натравливать на Стива опасных насекомых и создавать в парке природные катаклизмы. Также он направляет поисковую группу, разыскивающую Стива, по ложному пути. Поисковая группа – это специально обученные люди также в уменьшенном виде. Из-за влияния Майкла на главу поисковой группы, эти люди каждый раз как бы «случайно» обходят Стива и его помощницу стороной.
ШАГ 11. Придумайте «объект стремлений». Это то, за чем охотится главный герой на протяжении истории, и что ему не дает заполучить антигерой. Объект стремлений может совпадать с «целью героя» (см. Шаг 2), но может и не совпадать. Также нужно учесть, что антигерой не обязательно хочет владеть тем же «объектом стремлений» (хотя это распространённый сценарный ход), но он по каким-то своим причинам будет мешать герою в его добыче.
ПРИМЕР: Мы могли бы сделать «объектом стремлений» Стива – выход из «Мира насекомых» (это будет совпадение с целью героя, описанной в шаге 2), но если мы хотим сделать историю глубже, то давайте добавим кое-что ещё. Сделаем так: у помощницы Стива, с которой он отправляется в «Мир насекомых» (назовем её – Джулия) есть четырёхлетняя дочь, которая смертельно больна малоизученной формой гриппа. Стив, проводя исследования, понимает, что благодаря одному из исчезающих на Земле насекомых, можно получить антитело для нейтрализации вируса. Объект стремлений – антитело. Объект стремлений – антитело, для получения которого нужно найти редкое насекомое.
ШАГ 12. Теперь, после выполнения предыдущих шагов, кратко опишите историю, сложив полученные наработки в единое целое. Для удобства рекомендую разделить историю на три части – начало, середину и конец. Обратите внимание, на данном шаге особенно важно решить, каким будет конец. Точное знание конца истории – это один из секретов эффективной проработки ВСЕЙ истории.
ПРИМЕР:
Начало: Посредственная семейная жизнь Стива и Мэри не предвещает никаких улучшений. Стив замкнут, и проводит большую часть времени в лаборатории, отдавая всего себя научным исследованиям. Мэри уже давно не интересуется Стивом, её раздражает его работа. На стороне у неё развивается роман с Майклом, владельцем парка «Мир насекомых». Он богат и даёт Мэри, как ей кажется, всё, что нужно женщине для счастья. Стив подозревает, что у его жены «кто-то есть», но не хочет «поднимать эту тему». После очередной ссоры с супругой Стив приезжает в лабораторию и узнает от своей помощницы Джулии, что её дочь смертельно больна новой формой гриппа. Единственная надежда на спасение – это антитело, носителем которого является редкое насекомое, обитающее в «Мире насекомых». Джулия сообщает Стиву, что она отправляется в это опасное место. Стив решает идти с ней на поиски антитела.
Середина: У Стива и Джулии отключаются датчики и рации. Герои подвергаются атаке опасных насекомых, но никак не могут связаться с руководством корпорации.
Жена Стива беспокоится об исчезновении мужа, и просит Майкла, чтобы он лично занялся его поисками. Мэри знает, что она беременна от Майкла и принимает решение – развестись с мужем и выйти замуж за Майкла. Но хочет сделать это только после того, как найдёт мужа и попросит у него прощения. В это время Стив и Джулия воюют с насекомыми.
После безуспешных поисков Стива и Джулии отрядом спасения, Мэри решает лично отправиться на поиски Стива в «Мир насекомых». Но Майкл не отпускает её и идёт вместе с ней. Переживая и задавая вопросы Майклу об исчезновении Стива, Мэри узнает своего любовника с другой стороны. Он раздражён по поводу вопросов Мэри, проявляет себя как жестокий человек и призывает её бросить поиски Стива. Она начинает сомневаться в своём выборе. В это же время Стив и Джулия, на фоне поисков антитела и войны с насекомыми, сближаются и понимают, что идеально подходят друг другу. В конце концов, Майкл и Мэри находят их.
Конец: Майкл лично вступает в борьбу со Стивом, пытаясь убить его. Мэри понимает, почему у Стива и Джулии перестали работать датчики. Кроме этого, на всех героев нападают насекомые, которые были выпущены Майклом для убийства главного героя. Джулию ранит одно из насекомых, и она оказывается на грани смерти, т.к. всё противоядие уже было использовано ранее. Неожиданно и Майкла жалит ядовитое насекомое. Мэри также попадает в лапы насекомого и понимает, что живёт последние секунды. Видя, как Стив разрывается между ней и умирающей Джулией, она бросает ему свое противоядие и, умирая, просит прощения. Стив спасает Джулию, вкалывая ей противоядие. На помощь прибывает отряд спасения. С добытым антителом герои выбираются из «Мира насекомых» и успевают спасти жизнь дочери Джулии.
ШАГ 13. Разработайте остальных персонажей, как описано в шаге два. Условно они делятся на друзей и врагов главного героя. Каждый должен будет как-то повлиять на развитие сюжета. По определению – друзья помогают в достижении целей, а враги мешают.
ПРИМЕР: Жена Стива, она же возлюбленная Майкла – Мэри. Её цель, после исчезновения Стива, найти его и признаться в своей нечестности, после чего она сможет с чистой совестью выйти замуж за Майкла.
Помощница Стива – Джулия. Она влюблена в Стива, но давно скрывает это, так как не в её принципах разбивать семью. Во время нахождения в «Мире насекомых», она узнаёт от Стива, каково настоящее положение дел в его семье. Джулия решает для себя, что она обязана сделать счастливым Стива. Теперь её цель – не только добыть антитело для спасения дочери (и затем спастись из мира насекомых), но и выйти за Стива замуж.
ШАГ 14. На шаге №9 мы рассмотрели основной конфликт истории, теперь придумайте несколько второстепенных конфликтов.
ПРИМЕР: В начале сценария Стив и Мэри конфликтуют по поводу их отношений. Стив и Джулия в постоянном противостоянии насекомым. Также можно показать конфликты внутри поисковой группы, когда её глава (по указанию Майкла) умышленно обходит стороной цель, а другие члены группы подозревают, что тут что-то нечисто.
ШАГ 15. Изобретите несколько способов – как сделать так, чтобы зритель почувствовал неприязнь к антигерою. Как он должен себя вести, что должен делать для этого?
ПРИМЕР: Майкл скрывает от Мэри то, что случилось на самом деле со Стивом. Он подкупает главу поисковой группы. Наносит вред Стиву и Джулии, делая все, чтобы их уничтожить.
ШАГ 16. Опишите, как вы в конце сценария накажите антигероя. Это должно быть такое наказание, чтобы зритель ликовал. Причём он будет ликовать тем больше, чем успешнее вы сможете выполнить предыдущий шаг (вызвать неприязнь).
ПРИМЕР: Майкл умрет в адских муках от укуса ядовитого насекомого, выпущенного им из специальной лаборатории с целью уничтожения Стива и Джулии.
ШАГ 17. Опишите – как и чем вы наградите главного героя в конце фильма. Что он получит в результате своей победы?
ПРИМЕР: Получит превосходную заботливую жену. Сделает важнейшее научное открытие, к которому шел долгие годы.
ШАГ 18. Определите, что случится с героем, если он не достигнет цели. Это та угроза, которая должна нависать над героем на протяжении всего сценария, с каждой страницей становясь всё реальней и опасней. В идеале, это должен быть «вопрос жизни и смерти» – потеря любви, доверия, денег, жизни героя или его близких.
ПРИМЕР: На кон поставлены жизни Стива и Джулии, а также жизнь дочери Джулии. Опасность смерти героев с каждой минутой будет все реальней. Но есть кое-что ещё: если антитело будет найдено, лекарство создано, и девочка будет спасена, то в дальнейшем благодаря новому лекарству будут спасены ещё тысячи людей. Если же антитело не будет добыто, то эпидемия новой смертельной формы гриппа может унести небывалое количество жизней.
ШАГ 19. Опишите, каким будет изменение героя. Нельзя сказать, что это необходимый шаг для разработки каждой истории, но такая вещь как «изменение героя» - это один из секретов того, как вызвать у зрителя МОЩНУЮ ЭМОЦИЮ и оставить неизгладимое впечатление от просмотра фильма. Для понимания этого шага вспомните или посмотрите фильмы: «Человек за бортом», «Красотка», «Матрица» или шедевр сценарного мастерства «Отпуск по обмену», в котором потрясающе показано изменение сразу нескольких героев.
ПРИМЕР: Изменение Стива – он начинает смотреть трудностям в глаза, и понимает, что теперь всё зависит только от него. Он ломает страх и проявляет всё своё мужество и мужскую силу. Изменение Мэри – из капризной, эгоистичной женщины она превращается в человека, который спасет жизнь тому, кто этого действительно достоин – своему мужу.
ШАГ 20. Создайте вторую линию. Вторая линия — это еще одна (второстепенная) сюжетная линия с участием героя или антигероя. Это один из способов придать дополнительную глубину вашей истории.
ПРИМЕР: Вторая линия – Стив и Джулия завязывают отношения. Он узнаёт, что суть отношений мужчины и женщины заключается в постоянной взаимопомощи и искренней поддержке друг друга в трудную минуту.
ШАГ 21. Определить, у кого или чего главный герой может чему-то научиться. То есть должен быть какой-то человек, который будет способствовать тому, что наш герой начнёт становиться способнее, и всё лучше и лучше будет преодолевать возникающие на его пути препятствия.
ПРИМЕР: Джулия будет оказывать огромную поддержку Стиву, будет вдохновлять его и открывать для него новые истины.
ШАГ 22. Определить – какой образ жизни главный герой покидает, и в какой вступает (из старой тихой жизни в новое захватывающее приключение). Обычно «старая жизнь» показывается в начале фильма.
ПРИМЕР: Из тихого кабинета – в реальную опасную жизнь.
ШАГ 23. ПРИМЕР: В начале истории, перед тем, как Стив попадает в мир насекомых, Джулия рассказывает ему, что слышала, будто по статистике в «Мире насекомых» без вести пропадает около пятнадцати человек в год. Куда исчезают эти люди? Может их съедают насекомые, а корпорации не выгодно это афишировать? И почему это никем не расследуется? Тайну данной легенды я раскрою уже в следующей статье под названием «КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ. Часть 2: ПОЭПИЗОДНЫЙ ПЛАН».
Также в следующей статье:
а) технология проработки всех этапов сценария;
б) разработка главных и второстепенных сюжетных ходов;
в) принципы создания эпизодов и основы конструирования цельного сценария.
Кстати, история о приключениях Стива была разработана за пару дней во время написания этой статьи для того, чтобы предоставить вам понятные примеры.
Так что данная технология работает. Убедитесь в этом сами, выполняя вышеописанные шаги в том порядке, в котором они здесь изложены. Последовательно записывая все мысли и идеи на бумагу, буквально через пару часов вы увидите, как история, которая могла бы взращиваться месяцами, как «по волшебству» оживёт у вас прямо на глазах.
Итак, применяйте технологию и до скорой встречи на страницах следующей статьи!
© 2013 Александр Астремский. Все права защищены. Данная статья и иллюстрации являются частью книги А. Астремского «Архитектура сюжета» (официальный выпуск – февраль 2014 года).
Иомаш намхал, иомаш унур !